Слово Святейшего Патриарха Алексия II после панихиды на кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа

 

От редакции: Текст выступления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II мы получили из Парижа от представителей Движения за Поместное Православие Русской Традиции (ОЛТР). Текст был предварен следующим письмом: "В ходе официального визита во Францию Святейший Патриарх Московский Алексий II посетил кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, где отслужил панихиду. В Успенской кладбищенской церкви, Архиепископ Команский Гавриил зачитал текст своего приветствия. На сайте Архиепископии Константинопольского Патриархата (рю Дарю, Париж) это опубликовано, но ответное слово Патриарха Алексия, помещено в сокращённом виде и будто преднамеренно упущены важные моменты. Мы приводим текст полностью". Напомним, что ранее мы публиковали коммюнике председателя ОЛТР Серафима Ребиндера "Пребывание в Париже Его Святейшества Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси".

 

Досточтимые отцы, братья и сестры,
Я сердечно благодарю Архиепископа Гавриила за приём оказанный в этом храме построенном русскими эмигрантами. В крипте этой церкви погребены видные пастыри и архипастыри скончавшиеся вдали от Отечества. Особенно хотелось бы упомянуть об митрополите Евлогии, который в конце своей жизни восстановил каноническое единство с Матерью Церковью.

Вчера и сегодня мы вместе с Вами Владыка, молились и общались. Личное общение всегда даёт надежду на развитие отношений, и мы верим, что в конце концов судьба церковного удела созданного при большом участии митрополита Евлогия, будет такой, какой видел её покойный иерарх.

Опыт, в том числе и опыт недавний, восстановление канонического единства с РПЦЗ, даёт надежду, что и Западной Европе будут урегулированы те вопросы, которые до сих пор не решены. Молитвенно поминая погребенных здесь русских иерархов, будем и дальше, продолжать преодолевать все средостения и разделяя, постигшие в результате трагедии XX века русскую православную церковь.

Я думаю, что личные контакты, они во многом помогут братскому отношению и укреплению православного единства здесь на французской земле.

Действительно, когда мы не общаемся, тут то и возникают трудности. Но наши отношения нужно строить на строго канонической основе. Думаю, что мы не возражаем, когда наши священники переходят в вашу юрисдикцию. Но оформление должно быть строго каноническим. И как Вы справедливо сказали, я на протяжении всего своего патриаршего служения, всегда выступал, за твёрдое единство православных церквей, потому что в этом сила Православия.

Вы сказали, что членами Архиепископии являются люди первой, второй волны эмиграции и приехавшие позже, в последние годы…Разве не те же люди наполняют Корсунскую Епархию?

Но перед лицом инославного и особенно секулярного мира, православные должны хранить единство!

И да поможет Вам в этом Господь Спаситель наш, который призвал нас к единству!
Патриарх всея Руси Алексий II,
4 октября 2007г

 

 

 

 

 

 Сент-Женевьев-де-Буа. Последняя обитель русской эмиграции 
Недалеко от Парижа, в городке Сент-Женевьев-де-Буа, который в 1920-х гг. еще был деревней, появилась тогда же русская богадельня. Она была организована княгиней В.К. Мещерской для престарелых русских эмигрантов, не имевших семьи, родных и нуждавшихся в постоянном уходе. В скором времени, в 1927 г., на местном кладбище был отведен участок для захоронения обитателей богадельни. Впоследствии здесь стали погребать русских из Парижа и других уголков Франции.
Под нефом, в крипте, захоронен прах митрополитов Евлогия и Владимира, архиепископа Георгия и других священнослужителей. Там же покоится сам зодчий и его жена Маргарита Александровна – тоже художница. На пожертвования в память архитектора недалеко от храма построили домик, где можно всегда попить чаю и отдохнуть.
На арочных воротах при входе на кладбище изображены архангелы Гавриил и Михаил с иконой. Сразу за воротами по обе стороны ухоженной аллеи – березы и скамейки, а по бокам ступенек, ведущих в храм и вокруг храма, – елочки, кусты. Дальше высокие тополя, потом опять березы. Говорят, это единственный в Западной Европе ансамбль, созданный в псковско-новгородском стиле. Над входом в храм – яркая роспись, изображающая Успение Пресвятой Богородицы, в честь которого и названа церковь.
В зелени деревьев и кустов справа от храма стоит звонница с маленьким куполом над двумя арками. В них – шесть колоколов. В правой арке – один большой, в левой – пять разных поменьше в две высоты. Сама церковь по своей форме напоминает крест. На высоком белом барабане расположен сливающийся с небом купол с большим восьмиконечным крестом.
Внутри храма – строгий двухъярусный иконостас, расписанный художниками и прихожанами Львовой и Федоровым. На левой от входа стене изображены темы из жития Пресвятой Богородицы, на противоположной – сцены из жизни Христа. Как и росписи над апсидами, это – творение рук Альберта Бенуа. Западная (входная) стена расписана иконописцем Морозовым. В храме много икон – и на стенах, и на аналоях, и в киотах. Почти все они подарены русскими эмигрантами.
Постепенно вокруг богадельни образовался поселок. Русские парижане скупали земли, строили дачи и зачастую оставались там жить постоянно. Вскоре для строительства церкви общими усилиями был приобретен клочок земли. Проект храма разработал архитектор и художник Альберт Николаевич Бенуа (родной брат основателя "Мира искусства" Александра Бенуа). 
«Живописец и график-станковист, иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, Александр Бенуа был одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства, теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейным деятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Главной чертой его характера следовало бы назвать всепоглощающую любовь к искусству; разносторонность знаний служила лишь выражением этой любви. Во всей своей деятельности, в науке, художественной критике, в каждом движении своей мысли Бенуа всегда оставался художником. Современники видели в нем живое воплощение духа артистизма. Серия акварелей "Последние прогулки Людовика XIV" (1897-1898 гг.), созданная по впечатлениям от поездок во Францию, явилась его первой серьезной работой в живописи, в которой он показал себя самобытным художником. Эта серия надолго утвердила за ним славу "певца Версаля и Людовиков". Александр Бенуа скончался 9 февраля 1960 года в Париже. »
Небольшую белую церковь торжественно освятили в 1939 году. Церемонию освящения вел митрополит Евлогий. 
Под нефом, в крипте, захоронен прах митрополитов Евлогия и Владимира, архиепископа Георгия и других священнослужителей. Там же покоится сам зодчий и его жена Маргарита Александровна – тоже художница. На пожертвования в память архитектора недалеко от храма построили домик, где можно всегда попить чаю и отдохнуть.
На арочных воротах при входе на кладбище изображены архангелы Гавриил и Михаил с иконой. Сразу за воротами по обе стороны ухоженной аллеи – березы и скамейки, а по бокам ступенек, ведущих в храм и вокруг храма, – елочки, кусты. Дальше высокие тополя, потом опять березы. Говорят, это единственный в Западной Европе ансамбль, созданный в псковско-новгородском стиле. Над входом в храм – яркая роспись, изображающая Успение Пресвятой Богородицы, в честь которого и названа церковь.
В зелени деревьев и кустов справа от храма стоит звонница с маленьким куполом над двумя арками. В них – шесть колоколов. В правой арке – один большой, в левой – пять разных поменьше в две высоты. Сама церковь по своей форме напоминает крест. На высоком белом барабане расположен сливающийся с небом купол с большим восьмиконечным крестом.
Внутри храма – строгий двухъярусный иконостас, расписанный художниками и прихожанами Львовой и Федоровым. На левой от входа стене изображены темы из жития Пресвятой Богородицы, на противоположной – сцены из жизни Христа. Как и росписи над апсидами, это – творение рук Альберта Бенуа. Западная (входная) стена расписана иконописцем Морозовым. В храме много икон – и на стенах, и на аналоях, и в киотах. Почти все они подарены русскими эмигрантами.
В оформлении и содержании могил русское благолепие соединилось с западной образцовостью. В перекрестии могильных крестов и в нишах памятников теплятся негасимые лампады и мерцают эмалевые иконки. На надгробных плитах читаешь знаменитые русские фамилии. Оболенские, Волконские, Шуваловы, Шереметевы, Меншиковы, Воронцовы, Мещерские, Мусины, Гончаровы, Толстые, Урусовы, Потемкины и другие. Здесь похоронены писатели Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус, Иван Шмелев и Алексей Ремизов, Николай Евреинов, Надежда Тэффи, Борис Зайцев. Стоит памятник Ивану Бунину и его жене Вере Николаевне. Обрели последний покой на Сент-Женевьев-де-Буа герои французского Сопротивления: Вики Оболенская, Кирилл Радищев (потомок автора "Путешествия из Петербурга в Москву"), Зиновий Пешков (родной брат Якова Свердлова, приемный сын Максима Горького, генерал иностранного легиона, французский посол в Китае). Приняло русское кладбище и великих балерин и артистов (Матильду Кшесинскую, Ольгу Преображенскую, Ивана Мозжухина, Веру Трефилову, Марию Кржижановскую), философов (Сергея Булгакова и Николая Лосского), художников (Зинаиду Серебрякову, Константина Коровина, Константина Сомова). Есть и могилы нового поколения: Александра Галича, Андрея Тарковского, Виктора Некрасова.
О каждом из них можно рассказать интересную историю и показать достоинство замечательных людей, которые, несмотря на долгие и мучительные скитания на чужбине, не забыли землю, откуда их корни.
Но не все так просто сейчас на этом мемориальном месте. Это кладбище принадлежит местному муниципалитету, и участки для многих русских могил на нем продавались на ограниченный срок. А в 70-е годы минувшего века было издано постановление, согласно которому хоронить здесь русских можно только в случае, если кто-то из них имел при жизни отношение к этому городу или загодя купил себе место. Говорят, за погребение здесь Андрея Тарковского хлопотал сам министр культуры Франции, а для того чтобы исполнить завещание Рудольфа Нуреева, пришлось вмешиваться самому президенту Франсуа Миттерану. Вот почему наши эмигранты на деньги от пожертвований построили в 1977 году в конце русской аллеи маленькую часовенку, которая стала усыпальницей для перезахороненных в ней русских останков из могил, у которых закончился срок аренды кладбищенской земли. 
А ведь почти все из ушедших когда-то мечтали вернуться на Родину, с которой бежали ради спасения жизни. В сердцах они до последнего лелеяли возможность возвращения: известны случаи, когда эмигранты не хоронили своих родственников (держали в цинковых гробах). 
Сегодня на Сен-Женевьев де Буа есть бесхозные русские захоронения, плату за которые вносить стало уже просто некому. Город имеет право продать эти места, таков закон. Специально здесь никого не выживают, жизнь течет своим чередом и на месте некоторых русских захоронений появляются французские. Изменить течение событий можно лишь присвоением русскому участку Сен-Женевьев де Буа статуса мемориального, а значит, неприкосновенного. Но такие решения принимаются на самом "верху". Российские президенты Ельцин и Путин это кладбище посещали. Не благодаря ли этому правительством Франции было принято решение содержать кладбище в порядке? 
Сейчас православная часть кладбища содержится за счет местных властей и на пожертвования прихожан. Но Сент-Женевьев-де-Буа – растущий французский город, поэтому вопрос о захоронениях Русского кладбища под Парижем все же остается открытым. Для его решения в России выдвигаются всевозможные проекты: передать французам в обменную аренду московские или подмосковные земли, создать под Парижем мемориал и даже перезахоронить прах части эмигрантов в Троице-Сергиевой лавре. Все они пока наталкиваются на одно препятствие: отсутствие денег. И при этом всем понятно, что достойным может быть только одно решение: сохранить Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. 
Но пока лишь за Ивана Бунина Нобелевский комитет внес плату за бессрочную аренду могилы. Прочие эмигранты, даже те, за кого сейчас платят деньги, – между небом и землей. Они еще ждут решения о своем будущем. Дождутся ли? 
Обязательно  дождутся.

ГЕОРГИЙ (Тарасов Георгий Васильевич) (14/26 апреля 1893, Воронеж (Тамбов) – 22 марта 1981, Париж, пох. в крипте Успенской церкви на клад. Сент-Женевьев-де-Буа). Архиепископ. Бывший военный летчик. 

 Окончил Императорское высшее техническое училище в Москве с дипломом инженера-химика, прошел авиационные курсы. Участник мировой войны. В 1916 был командирован во Францию для изучения французской военной авиации. Служил пилотом-авиатором. В 1919 обосновался в Бельгии. Работал инженером-химиком (до 1934). В 1928 дьякон, в 1930 иерей. Был назначен настоятелем студенческих приходов в Генте и Лувене. В 1933 принял монашеский постриг. С 1940 настоятель храма Св. Великомученика Пантелеймона в Брюсселе. Обслуживал ряд других приходов в Бельгии. В 1948 за усердную службу церкви награжден митрополитом Владимиром (Тихоницким) саном архимандрита. В 1953 епископ Сиракузский. В 1960 избран архиепископом Православной церкви в Западной Европе с титулом экзарха патриарха Вселенского. Настоятель Св.-Александро-Невского собора (1960–1981). Участвовал в работе Богословского института в Париже (1964–1973), паломничествах на Русское военное кладбище в Мурмелон-ле-Гран (деп. Марна) и Русское кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (под Парижем) и др. Почетный член Союза русских инженеров (с 1961), почетный председатель Общества галлиполийцев (с 1965). Член Межепископского православного комитета во Франции (1968–1981).

ГЕОРГИЙ (Вагнер Георгий Карлович) (10 марта 1930, Берлин – 6 апреля 1993, Аньер, под Парижем, пох. в крипте Успенской церкви на клад. Сент-Женевьев-де-Буа). Архиепископ. Немец по происхождению. В 1948 принял православие. Окончил Богословский институт в Париже (1953). В 1956 посвящен в дьяконы, затем в священники. В 1965 возведен в сан протоиерея и назначен благочинным приходов в Западной Германии. В 1967–1973, 1989–1992 преподавал в Богословском институте в Париже каноническое право, в 1969–1973 литургическое богословие. Профессор. В 1970 защитил докторскую диссертацию на тему «Источники Божественной литургии Св. Иоанна Златоуста». Пострижен в монашество (1971). Архимандрит (1971). Читал лекции на Курсах при Обществе церковного пения в Париже (1972–1973). Сотрудничал в Содружестве паломников (1970-е). Печатался в «Вестнике РСХД», «Новом журнале». С 1974 настоятель прихода Храма Христа Спасителя в Аньере. Настоятель церкви при Русском доме в Кормей-ан-Паризи, под Парижем (1977–1981). Участник литургических съездов, выступал с докладами. С 1981 архиепископ Западно-Европейских Православных Русских Церквей Франции и Западной Европы, настоятель Св.-Александро-Невского собора в Париже (1981–1993). В 1991–1993 ректор Богословского института в Париже. Член Межепископского православного комитета во Франции, член Совета христианских церквей во Франции. Редактор журнала «Церковный Вестник» (1978–1993). Автор статей по истории православного богослужения и канонического права. В Париже изданы книги: «Проповеди» (1998), «La liturgie, expérience de l'Église. Études liturgiques» (сборник статей, 2003).

 

 

Кривошеин Игорь Александрович (1899-1987)
 
Родился в 1899 г. в Петербурге. Третий из пяти сыновей А. В. Кривошеина. Штабс-капитан лейб-гвардии конной артиллерии в армии генерала П. Н. Врангеля. Окончил Сорбонну. Инженер. Узник нацистских (Бухенвальд, Дахау) и советских концлагерей, участник движения Сопротивления. В период с 1939 по 1941 гг. активно помогал материи Марии. Его воспоминания о ней, напечатанные в "Журнале Московской Патриархии" (1970, N 5), легли в основу книги протоиерея Сергия Гаккеля "Мать Мария". Награжден медалью Сопротивления. Скончался в 1987 г. в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. 

Создать бесплатный сайт с uCoz